Как обычная гоночная видеоигра стала легендой

В конце 90-х на свет появился автомобильный симулятор Gran Turismo, который за эти годы превратился в один из самых мощных и узнаваемых брендов игровой индустрии.

Автор: Андрей Загудаев

В начале 90-х молодой японский геймдизайнер Кадзунори Ямаути только мечтал о своей собственной игре

Каждый раз, путешествуя на метро из пригородов в Токио, он исписывал блокнот идеями, придумывая порой по несколько игр в день. Всем им, как мы понимаем сейчас, не суждено было сбыться. Всем, кроме одной.

В одной из таких поездок он придумал Gran Turismo. Тогда он уже работал на одной из младших позиций в компании Sony. Правда, изначально она существовала в его блокноте под названием «гоночная игра мечты». Ямаути даже в молодости понимал, что название — это половина успеха продукта, поэтому очень долго перебирал сотни, как он сам говорил, вариантов. Японец хотел, чтобы оно было лаконичным и притягательным, сразу раскрывающим смысл игры. Спустя долгие недели он его нашел — будущая игра стала называться Gran Turismo.

С того момента прошло более двадцати лет. Игры из гик-развлечений превратились во влиятельную и коммерчески мощную развлекательную индустрию, оставив позади кино и музыку. И сегодня Gran Turismo — это один из самых заслуженных игровых брендов в истории. За более чем 20 лет было продано несколько десятков миллионов копий игры, сам Кадзунори Ямаути из молодого токийского геймдизайнера превратился в миллионера и одну из самых уважаемых персон не только видеоигр, но и автоспорта. Он легко консультирует многие автомобильные бренды, разрабатывает программное обеспечение для некоторых марок машин и даже сам является гонщиком, участвующим во многих знаменитых соревнованиях — например, в «24 часах Ле-Мана».

Успех настиг Ямаути молниеносно. Уже первая игра, в которой было всего около десятка трасс и несколько десятков автомобилей, стала суперхитом. Ямаути потом рассказывал, что хотел сделать игру, в которую бы сам с удовольствием играл. А учитывая его любовь к автомобилям и гонкам, Gran Turismo не могла быть простой — он задумал сделать настоящий автомобильный симулятор, максимально точно передающий игроку ощущение от управления реальным гоночным болидом.

Однако в конце 90-х игровые устройства были еще не настолько мощны, как сейчас. Но даже в таких условиях Ямаути и Ко сумели найти почти идеальный баланс — Gran Turismo была сложнее и комплекснее всех гоночных игр того времени, но не настолько сложна, чтобы вызывать зевоту или скуку. Это была первая игра, которая показала, что на игровых устройствах запросто можно создать реалистичный гоночный симулятор, в который будет приятно и увлекательно играть.

Слава не вскружила Ямаути голову, и они продолжили в следующих выпусках гнуть свою линию

Сиквелы становились богаче и разнообразнее: появились новые режимы и соревнования, значительно расширился автопарк, с каждой новой частью игра становилась все красивее. Мечта японца начала сбываться — он действительно шаг за шагом выстраивал в виртуальном пространстве лучшую гоночную игру из когда-либо созданных. Продажи Gran Turismo росли, количество фанатов игры по всему миру множилось, а сама студия Polyphony Digital благодаря этому успеху получила карт-бланш на долгие годы вперед. Оставаясь под крылом Sony все это время (поэтому Gran Turismo до сих пор выходит только на консолях PlayStation), команда получила огромные ресурсы на достижение своей цели — и до сих пор оправдывает все эти вложения.

В чем же успех Gran Turismo, если не вдаваться в детали? По нашему мнению, это абсолютно авторская игра с великолепным техническим исполнением, которая нашла отклик у широкой аудитории. Одна из причин популярности — позиция Ямаути и Ко, которые с перфекционистским рвением вот уже более 20 лет создают гонку своей мечты, не отклоняясь от собственного курса.

Сейчас в пяти подразделениях студии Polyphony Digital трудятся более пяти сотен человек, а подход к разработке по-настоящему впечатляет

Например, одну модель автомобиля в Gran Turismo Sport делает один человек на протяжении полугода! В его работу никто не вмешивается, поэтому за свою работу отвечает он один. Примерно такой же подход в студии и к моделированию трасс — например, экранную версию знаменитой японской Судзуки для Gran Turismo Sport делали несколько сотрудников более четырех месяцев.

Такое внимание к деталям и стремление к совершенству стали фирменным стилем Ямаути и Ко. Студия может себе позволить перенести релиз игры, но выпустить ее не такой, какой она задумывалась изначально, — нет. Именно этот перфекционизм и сплотил огромную фанатскую базу вокруг Gran Turismo. Поклонники игры боготворят Ямаути и его сотрудников, но и точно знают, что их кумиры никогда не подведут. Так продолжается уже на протяжении двух десятилетий и, кажется, продлится еще как минимум столько же.

Еще одно достоинство создателей Gran Turismo — они всегда смотрят вперед и никогда не довольствуются тем, что уже есть. Если в первых выпусках Ямаути и Ко стремились к техническому совершенству и идеальной симуляции реальной модели вождения, то в последних играх их амбиции существенно расширились.

Пожалуй, главная и самая революционная задумка студии — программа GT Academy, стирающая грань между реальным автоспортом и виртуальными гонками

Запущенная компаниями Nissan, Sony и Polyphony Digital в 2008 году программа позволила многим непрофессиональным гонщикам пробиться в мир реального автоспорта. Для этого им лишь приходилось показывать наилучшее время и выигрывать соревнования внутри Gran Turismo, а лучшие пилоты получали приглашения в настоящую академию автоспорта.

Одним из таких счастливчиков стал уроженец Владивостока Марк Шульжицкий, у которого не было возможностей заниматься автоспортом в родных краях, но помогла Gran Turismo 5. Марк выиграл региональные соревнования, был одним из лучших в академии, что позволило ему в дальнейшем стать профессиональным гонщиком и участвовать во многих европейских кольцевых чемпионатах.

Таким образом, Gran Turismo стала первой спортивной игрой, которой удалось проложить мостик между реальным автоспортом и виртуальным, между настоящей профессией и развлечением у себя дома. А если учитывать современные возможности игровых систем, виртуальную реальность, модные аксессуары и другие технические новшества, то грань между управлением реальным автомобилем и виртуальным практически стерлась. Сегодня любой игрок может даже научиться водить, гоняя по трекам в Gran Turismo. Кадзунори Ямаути мечтал о таком всю жизнь, и только сейчас реальность догнала его задумки. И именно поэтому сейчас начинается новая эра Gran Turismo.

В Gran Turismo Sport Ямаути и Ко сделали еще один шаг вперед — перенесли все основные соревнования в онлайн. В игре остались главные фамильные черты серии — виртуальная школа вождения, огромный автопарк, очень дотошная система тюнинга и настройки автомобиля, красивый фоторежим — но именно гонки теперь проводятся преимущественно против реальных игроков. Это дало Polyphony Digital в одном месте сконцентрировать главные игровые активности.

Именно в онлайне вы теперь проводите больше всего времени — выигрываете новые автомобили и виртуальные деньги, участвуете в новых чемпионатах или обкатываете только что приобретенные болиды. Тут же проводятся и главные соревнования, которые дают доступ в GT Academy, а значит, и в реальный мир автоспорта. И поэтому GT Sport остается уникальным продуктом современной игровой индустрии — это развлекательная гоночная игра, которая при этом может быть очень сложной и реалистичной. И именно благодаря ей даже самый бедный человек из глубинки может стать профессиональным гонщиком.

У GT Sport есть и другие важные особенности. Например, это первая игра серии, не только выходящая на PS4, но и поддерживающая особенности PS4 Pro. А это значит, что обладателям более мощной версии игровой консоли будет доступна игра в 4К-разрешении и с поддержкой технологии HDR, которая повышает диапазон яркости и добавляет новые оттенки цветов, делая картинку еще более завораживающей.

Ощутить полное погружение в игровой процесс поможет не только картинка, но и аксессуары, без которых нельзя садиться ни за одну серьезную виртуальную гонку сегодня

Во-первых, GT Sport поддерживает современные рули Thrustmaster с обратной отдачей, которые, насколько это вообще возможно, передают ощущение от вождения болида по трассе. Во-вторых, GT Sport — первая игра серии, в которую можно играть в шлеме виртуальной реальности PS VR. Как говорят многие гонщики, тестировавшие игру, именно в шлеме получаешь максимальное погружение в игровой процесс. Именно в PS VR новая игра ощущается наиболее реалистично.

Сложно сказать, какой Gran Turismo станет через пять-десять лет. Кажется, что Кадзунори Ямаути уже воплотил все свои мечты. Однако сам он говорит, что бросать ничего не собирается. Gran Turismo — это детище всей его жизни, и он будет делать его лучше до тех пор, пока у него есть силы. И в это невозможно не поверить, потому что такие перфекционисты, как он и его команда, никогда и ни перед чем не пасуют.

Читайте также
Кадзунори Ямаути: я придумал Gran Turismo в метро
Создатель автомобильного блокбастера Gran Turismo — о киберспорте, перфекционизме в работе над GT Sport и трёх любимых автомобилях.
Мы съездили в Японию, чтобы пообщаться с разработчиками из Polyphony Digital и сыграть в почти финальную версию гонки GT Sport.
«Мы стремимся к совершенству». Какой будет Gran Turismo Sport
Мы съездили в Японию, чтобы пообщаться с разработчиками из Polyphony Digital и сыграть в почти финальную версию гонки GT Sport.
Стань гонщиком, не вставая с дивана! Самое главное о Gran Turismo Sport
Новая часть гоночной серии Gran Turismo получилась не совсем такой, как ждали фанаты, но играть в неё всё равно приятно.
Автоспорт для всех: как Gran Turismo изменила жанр гоночных игр
Японец Кадзунори Ямаути и его команда создали гоночную видеоигру, которая уравняла владельцев PlayStation с Феттелем и Хэмилтоном.